Как правильно хранить моторное масло?
Уверены, немногие автолюбители задумываются, как правильно хранить масло. Купили в канистре, в канистре и храним, а в гараже, дома или в багажнике — это дело личное.
Но моторное масло — такой же продукт, как и содержимое наших холодильников. Как любой продукт питания, оно имеет свой срок годности и свои условия хранения. И если испорченные продукты могут навредить вашему организму, испорченное масло может нанести серьёзный урон двигателю или иным узлам и агрегатам.
Обо всём по порядку.
Что говорит ГОСТ?
Существующий ГОСТ 1510-84 наиболее полно регламентирует правила упаковки, маркировки, перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов — масла в том числе. Приведём наиболее важные выдержки о хранении.
Пункты 4.5 и 4.9 дают вполне прямые советы: «нефть и нефтепродукты следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли».
И далее — «нефтепродукты в таре следует хранить под навесом или на площадке, защищённой от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков». К этим пунктам мы ещё вернёмся, но подробнее и с наглядными примерами.
Срок годности масла
При покупке масла стоит изучить маркировку или этикетку на канистре — как правило, срок годности масла любого производителя составляет 5 лет.
Как хранить масло?
Следующий набор простых правил поможет вам не только сохранить масло, но и быть уверенным в его эксплуатационных характеристиках:
- Храните масло закрытым. Это минимизирует возможный контакт масла с воздухом и поможет избежать окисления. Идеально, если масло хранится в заводской канистре, закрыто или вовсе не распечатано.
- Не допускайте попадания солнечного света. Современные канистры для масла хорошо защищены от солнечных лучей, но даже в этом случае найдите тёмное место для хранения.
- Соблюдайте температурный режим. Диапазон температур для хранения масла — от 18 до 40 градусов по Цельсию, идеальный показатель — около 22 градусов.
- Берегите от воды. Если в масло попала хотя бы капля воды, его придётся утилизировать, поскольку процесс образования нерастворимых частиц прервать не получится.
- Защищайте от грязи. В масло не должен попасть никакой посторонний мусор. «Грязное» масло будет оставлять задиры на трущихся элементах, что быстро выведет из строя механизм.
Хранение в зимних условиях
Зимнее хранение масла добавляет несколько важных правил в уже перечисленные:
- Не допускайте резких перепадов температур. Старайтесь поддерживать постоянную температуру воздуха вокруг канистры: уже описанные 22-24 градуса. Замораживать масло категорически запрещено: структура масла при сильных заморозках изменится на молекулярном уровне, комплекс присадок может расслоиться, и последствия от использования такого масла непредсказуемы;
- Если собираетесь использовать масло, долго стоявшее на холоде, — взболтайте канистру перед использованием, чтобы жидкость перемешалась и не было осадка.
Чем опасно просроченное масло?
С истечением срока годности моторное масло теряет свои свойства, из-за чего больше не может поддерживать нормальную работу двигателя.
Вот лишь основные параметры, которые меняются при долгом хранении смазочного материала:
- Увеличение количества золы. Из-за распада присадок увеличивается зольность масла, что, в свою очередь, ухудшает работу свечей накаливания, повышает склонность к калильному зажиганию (неуправляемый процесс воспламенения смеси в цилиндре) и прогару поршней.
- Вязкость. Чем дольше хранится масло, чем сильнее изменяется его вязкость, причём как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от состава.
- Набор присадок. Ряд присадок в масле имеют ограниченный срок годности, по истечении которого они могут работать некорректно или не работать вовсе, а также видоизменяться: менять удельный вес, температуру замерзания, кинематическую вязкость и другие параметры.
Признаки просроченного масла
Чтобы определить, просрочен ли продукт, достаточно первичного осмотра:
- Выпадение осадка. Визуально вы легко сможете отличить, допустимый это осадок (едва заметный), или опасный — крупнодисперсный. Если выпала пыль наподобие муки — всё в пределах нормы. Если же осадок в виде отдельных кусочков, пусть даже размером около миллиметра — масло, скорее всего, испорчено.
- Слоистость и пузыри. Если масло расслоилось, проявился неравномерный окрас или пузырьки воздуха — продукт испорчен. Лучший способ убедиться в своих догадках: перелить небольшую часть масла в чистую прозрачную ёмкость. Все дефекты будут хорошо заметны на просвет; в непрозрачных канистрах или бочках такие нюансы разглядеть гораздо сложнее.
Как быть с отработанным маслом?
Если вы обслуживаете автомобиль на СТО, то этот вопрос на себя возьмёт автосервис. У дилера, как и у любого авторитетного автосервиса, есть договорённости о вывозе отработанных жидкостей в соответствующие компании по приёму и переработке.
При самостоятельной замене масла цепочка действий немного удлиняется.
Отработанное масло необходимо слить в герметичную канистру, беречь от попадания солнечных лучей и высокой температуры — точь в точь как в случае долгосрочного хранения. Не допускайте попадания в ёмкости с «отработкой» воды: при долгом хранении там может появиться плесень.
Далее существует несколько путей «второй жизни» отработанного масла: рассмотрим их подробнее.
Переработка. В крупных городах существуют заводы по переработке, где из «старых» масел выделяют базовые масла, которые могут повторно использоваться. Главная сложность для простого автолюбителя: принимают «отработку» в больших количествах: от 50 литров. Средний автомобилист накопит такой объём после 7-10 лет владения автомобилем!
Правда, на этом можно немного заработать: цены за литр сданной «отработки» колеблются в пределах 5-10 рублей.
Утилизация. Есть компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей. В этом методе больше неприятных сторон:
- вам самим придётся платить за утилизацию;
- компании чаще всего не работают с частниками и малыми объёмами.
Сжигание. На заре автомобилестроения и вплоть до 1980-х годов отработанное масло попросту сжигали. В то время, как мы сейчас понимаем, гораздо меньше задумывались о последствиях для природы и человеческого организма.
Сегодня этот процесс актуален только в том случае, если оборудование отвечает установленным экологическим нормам, а компания имеет соответствующее лицензирование.
Бытовое применение. Если в вашей семье есть автолюбители со стажем, то вы знаете, как может пригодиться отработанное масло. Представляем самые популярные места и способы применения.
- Для отапливания помещений. Существует современное отопительное оборудование, которое работает на отработанных маслах — различные воздухонагреватели и котлы.
- В качестве антикоррозийного средства. Старое масло хорошо подойдёт для обработки днища и порогов автомобиля для дополнительной защиты от ржавчины.
- Для защиты древесины. «Отработка» убережёт деревянные конструкции от разбухания и гниения.
- Как смазка замков, дверных петель, цепей, механизмов швейных машинок, садового инвентаря и прочего.
Неважно, будете ли вы использовать масло после замены или нет, соблюдайте меры предосторожности при его использовании и транспортировке. Отработанное масло продолжает быть токсичным и легковоспламеняемым.
И главное — выливать старые технические жидкости на землю, в водопровод или водоём категорически запрещено. Помимо крупных штрафов лично вам, это наносит непоправимый урон природе и живым организмам.